
30 июля 2021 года адвокатом Дмитрием Чугуенко завершено трехлетнее сопровождение межотраслевого судебного дела и освобождено физическое лицо от уплаты налогов на сумму 2.8 миллиона гривен.
История
В мае – июне 2015 года Клиентка встретила знакомого, который во время разговора отметил, что его знакомому нужна помощь в ведении бизнеса.
Впоследствии, с ней связался этот знакомый, сообщил, что от Клиентки требуется открыть счет в банке и подписать необходимые ему для ведения предпринимательской деятельности бумаги, за что Клиентка получит 2000 гривен.
При открытии карточного счета, в отделении указанного банка присутствовало около 10 человек, которые, как и Клиентка, открывали для совершения операций с ООО «Х» карточные счета за вознаграждение.
После открытия счета, Клиентка отдала платежную карточку, подписала бумаги и получила от него вознаграждение в размере 2000 гривен.
Указанное ранее лицо уверяло, чтобы та не волновалась, поскольку их деятельность полностью законна.
Кроме того, бдительность Клиентки была притуплена тем, что карта не была кредитной, никаких негативных последствий, в частности долга перед банком, за пользование ее картой, не могло быть.
После передачи Карты, ни с одним из указанных лиц связи Клиентка не поддерживала, об операциях с Карточкой не уведомлялась и согласия не давала, в связи с чем пришла к выводу, что ее карточка больше не нужна и закрыла счет.
Но на этом история только начинается.
Указанные лица действовали как конвертационный центр с целью уклонения от уплаты налогов предприятий реального сектора экономики, а также отмывания денег, полученных преступным путем.
Так, в указанный центр входили ряд физических и юридических лиц, использовавших карточные счета, полученные за вознаграждение, для вывода наличных средств через банкоматы и отделения банка.
За несколько месяцев своей «работы», они совершили операций по карте Клиентки на общую сумму около 9 миллионов гривен.
Государственная налоговая (на то время - фискальная) служба осуществила проверку, по результатам которой доначислила Клиентке налогов на общую сумму 2.8 миллиона гривен и обратилась в суд с иском об их взыскании.
В ноябре 2017 года Клиентка обратилась за правовой помощью в адвокатское объединение «Диспьютс».
Защита интересов Клиентки.
Судебное заседание в деле по иску Фискальной службы должно было состояться всего через несколько недель, поэтому времени было мало и стратегию защиты необходимо было придумать как можно скорее.
Административное производство
Первое, что необходимо было сделать, это подать иск о признании противоправными и отмене налоговых уведомлений-решений (НУР) для того, чтобы остановить производство в деле по иску Фискалов.
Основанием для обжалования НУР стало неполучение Клиенткой дохода, поскольку ею не осуществлялось какой-либо предпринимательской деятельности, в том числе инвестиционной.
Кроме того, адвокат собирался использовать материалы уголовного производства как доказательства отсутствия оснований для начисления налогов.
В то же время, следователь и прокурор не предоставили ни одного документа по требованию определения судьи об истребовании доказательств.
Учитывая недостаточность доказательной базы для доказывания правовой позиции адвокатом, принято решение начать уголовное производство по факту совершения мошенничества в отношении Клиентки.
Уголовное производство.
Указанное уголовное производство продвигалось очень медленно, но следует отдать должное, полиция и прокуратура сработали достаточно неплохо.
Они провели формальную проверку в отношении лиц, которые могли быть подозреваемыми по этому делу, установили, что их невозможно найти и составили об этом рапорт.
По делу появились хоть какие-то документы.
На следующих судебных заседаниях в Окружном административном суде города Киева адвокат в своих пояснениях обратил внимание судьи, что Договор, заключенный между Клиенткой и ООО «Х» ничтожен, фиктивен, так как направлен на нарушение публичного порядка (228 ГК Украины), поскольку имело место уголовное правонарушение, предусмотренное ст. 208, 212 УК Украины.
Сделка, направленная на незаконное уменьшение налоговых обязательств или получение права на бюджетное возмещение, нарушает публичный порядок, поскольку имеет цель незаконного завладения государственным имуществом (средствами, которые должны были поступить в бюджет или выплачены из бюджета).
Клиентка не могла осуществить эту операцию, поскольку у нее не было денег на куплю-продажу ценных бумаг на сумму 9 869 535,92 грн. для последующей их продажи.
Справки о доходах, записи в трудовой книжке, справка ОК-5 свидетельствуют о том, что за всю жизнь у Клиентки не было дохода в 10 миллионов гривен, чтобы приобрести на них ценные бумаги.
В то же время таких доводов оказалось недостаточно, и учитывая возражения представителя Фискальной службы, принято решение начать еще один судебный процесс – гражданский.
А на время рассмотрения гражданского иска, производство в административном было остановлено на основании решения суда.
Гражданское производство.
Адвокатом Дмитрием Чугуенко подан в Шевченковский районный суд города Киева иск о признании недействительными договоров, которые стали основанием для начисления налогов, по следующим основаниям.
В результате совершения группой лиц уголовных правонарушений в отношении государства, предусмотренных статьями 205, 212 УК Украины, а в отношении Клиентки – статьей 190 УК Украины, ей безосновательно начислен налоговый долг в размере 2 858 954,18 грн., по которому: по налогу на доходы в размере 2 469 200,00 грн. основного платежа и 187218,77 грн. начисленной пени; по военному сбору на сумму 185 177,25 грн. основного платежа и 17358,16 грн. начисленной пени. Указанный налоговый долг возник на основании доначисленных сумм налоговых обязательств, согласно налоговым уведомлениям-решениям, чем причинен вред ее имущественным правам.
Согласно содержанию Актов Фискальной службы, указанный долг возник в результате получения прибыли от операций купли-продажи ценных бумаг на общую сумму 9 876 120,00 грн. по спорным Договорам купли-продажи ценных бумаг.
В то же время, Клиентка не осуществляла каких-либо операций с ценными бумагами, и не могла их осуществлять по обстоятельствам, изложенным ниже, а потому ее право нарушено, Договоры подлежат признанию недействительными.
Оспариваемые Договоры купли-продажи ценных бумаг являются фиктивными и, как следствие, недействительными, поскольку не были направлены на возникновение прав и обязанностей, предусмотренных условиями настоящих Договоров, исходя из следующего.
- Клиентка не приобретала ценные бумаги на сумму 9 869 535,92 грн., потому что:
- Не было для этого необходимых средств.
- Никогда не имела отношения к рынку ценных бумаг, не является торговцем ценными бумагами и не имеет опыта торговли на рынке ценных бумаг. Как отмечено в трудовой книжке Клиентки, она работала менеджером по продажам туристических услуг и продавцом-консультантом. Ни разу не сталкивалась с ценными бумагами и не имела к ним интереса. Подписывая спорные Договоры, она не знала их содержания и не пыталась его узнать, поскольку доверяла лицу (фактически родственнику), которое попросило помочь и ввело в заблуждение относительно действительного содержания указанных сделок.
- Доход, полученный от разницы между ценой, по которой были приобретены и позже проданы ценные бумаги, а также даты совершения сделок лишены всякого здравого смысла. Так, цена по которой, якобы, были приобретены ценные бумаги, составляла 9 876 120,00 грн., а проданы по цене 9 869 535,92 грн. То есть, по мнению ГФС, Клиентка приобрела 06.07.2015 года ценные бумаги на сумму около 10 млн. гривен, для того чтобы до 01.10.2015 года их продать с прибылью в 6 584,08 грн. (0,0667%). Такие действия косвенно доказывают отсутствие реальности сделки купли-продажи ценных бумаг.
- ООО «Х» и ООО «У» не являются предприятиями реального сектора экономики, они созданы неизвестными лицами для систематического совершения уголовных правонарушений, а именно: уклонения от уплаты налогов (часть конвертационного центра) и фиктивное предпринимательство.
Указанные факты подтверждаются материалами досудебного расследования СУ ФР ГНИ в Оболонском районе города Киева.
Так, согласно служебным запискам: «проведенным досудебным расследованием установлено, что группой физических лиц снято наличные средства через пос-терминалы и банкоматы на общую сумму 39,11 млн. грн. от операций по купле-продаже фактически не существовавших ценных бумаг.
В рамках досудебного расследования осуществлен временный доступ к вещам и документам ООО «Х», в ходе анализа движения средств не установлены взаимоотношения между ООО «Х» и, в частности, Клиенткой»
«Также, в ходе досудебного расследования не выявлены офисные, торговые и складские помещения, производственное оборудование, основные средства и другие условия, необходимые для выполнения указанных в хозяйственных документах договорных обязательств перед контрагентами. ООО «Х» зарегистрировано по адресу массовой регистрации и, фактически, по адресу не находится.
Вместе с этим, в качестве свидетелей по вышеуказанному уголовному производству допрошены физические лица, с банковских счетов которых осуществлялось снятие наличных средств, которые показали, что не имеют никакого отношения к покупке или продаже ценных бумаг с привлечением ООО «Х» и ООО «У», а счета в банковских учреждениях открывались ими исключительно за денежное вознаграждение с последующим оформлением доверенностей».
Кроме того, указано, что руководитель ООО «Х» в телефонном разговоре сообщил, что он не является руководителем и находится в зоне проведения антитеррористической операции.
Все эти доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что спорные Договоры были заключены без цели их реального исполнения, поскольку Клиентка не приобретала и не могла приобретать ценные бумаги, а Ответчики не преследовали цель торговли ценными бумагами, а намеревались осуществлять незаконную деятельность, совершать уголовные правонарушения под прикрытием законной хозяйственной деятельности
Разрешение
19 апреля 2019 года Шевченковский районный суд города Киева полностью удовлетворил иск и признал спорные договоры недействительными.
Только в декабре 2019 года административный суд возобновил производство, а в июне 2020 принял решение, которым иск об отмене налоговых уведомлений-решений удовлетворил в полном объеме.
В октябре 2020 года Шестой апелляционный административный суд отказал Главному управлению Государственной налоговой службы в Киеве в удовлетворении апелляционной жалобы и оставил решение без изменений.
А 30 июля 2021 года Окружным административным судом города Киева принято решение об отказе ГУ ГНС в Киеве в удовлетворении иска о взыскании налогового долга в сумме 2.8 миллиона гривен.
Клиентка теперь может жить спокойно и не беспокоиться об этом эпизоде своей жизни.